Главная » Статьи » Мои статьи

«Технология проведения тьюториала «Smart-цель»

Цель деятельности  учителя-тьютора - научить ребенка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформулировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения. Каждый ученик имеет право на осознанный выбор основных компонентов своего образования: личностного содержания образования, смысла и целей в каждом предмете, задач, форм и методов обучения, способов контроля. Основываясь лишь на «предметных знаниях» сделать осознанный выбор образовательной траектории достаточно трудно. Здесь проявляется противоречие между необходимостью усвоения предметных знаний и  подготовкой к осознанному выбору, что в свою очередь не является классической целью образования. Поэтому на помощь приходит тьютор. Если мы обратимся к цели деятельности тьютора в соответствии с нормативными документами МТА, то тьютор создает педагогические условия для успешной реализации ИОП именно на основе осознанного выбора.

Основу работы тьютора составляет функция целеполагания. Тьютор устанавливает и формулирует разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Одной из эффективных технологий целеполагания, на мой взгляд, является  Smart-цель —  технология, позволяющая вам расписать вашу цель так, чтоб она стала для вас самих предельно понятной, и было ясно, как именно и к какому моменту вы сможете её достичь. В чем суть технологии? SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific (конкретная)
Measurable (измеримая), Achievable (достижимая), Relevant (согласованная), Time bound (определенная во времени). Это критерии, которые должны быть заложены в поставленную вами цель.

На практике хорошо себя показала такая форма тьюторского сопровождения как тьюториал (учебный тьюторский семинар). Тьюториал -  это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Схему-модель тьюториала «Технология проведения тьюториала «Smart-цель» можно представить так:

  1. Знакомство, например, одновременное произношение каждым своего имени.
  2. «Размораживание» (проблематизация), например, противоречивые высказывания. Обсуждение.
  3. Организация изучения концепций курса. Например, составление плана по Smart-целям по теме «Молодежь». Обсуждение.
  4. Организация групповой работы. Например, составление облака тегов на тему «Социальный портрет современной молодежи»; определение трех основных социально-психологических качеств молодежи путем алмазного ранжирования.

Обсуждение облака тегов: Были ли вы разочарованы другими тегами, оказавшимися более сильными, чем те, что вы хотели предложить? В какой степени повлияли на вас теги других участников или те, что раньше были нанесены на лист бумаги? Чем отличается окончательное облако от первого и каковы главные «месседжи»? Имеются ли в окончательном облаке послания и идеи о том, какой должна быть молодежь, идеи,  которые, на ваш взгляд, более предпочтительны для будущих поколений? Почему? И т.д.

Обсуждение выбора группой наиболее поддерживаемых и самых слабых идей в процессе алмазного ранжирования. Выбор задания: ответы на вопросы, сложный план на тему «Молодежь в современном обществе» или эссе по высказыванию.

  1. Организация обратной связи. Рефлексия, например: Можете ли вы сформулировать свой образовательный вопрос?
    Сможете ли вы найти пути его решения? Смог ли наш тьюториал
    оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность?

На этапе организации изучения концепций курса поставим себе цель: «изучить тему «Молодежь». Рассмотрим эту цель по каждому критерию.

Specific: Конкретный. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели вы наиболее точно определили результат. Является ли наша цель «Изучить тему «Молодежь»» конкретной? Допустим, в итоге, мы изучили тему, но поверхностно, а при этом рассчитывали на знание социально-психологических качеств молодежи. Цель «изучить тему «Молодежь» достигнута, но результат нас не устраивает, так как нашей конкретной целью было изучение социально-психологических качеств молодежи, но мы этого не написали. Преобразуем нашу цель по данному критерию: «изучить тему молодежь» «изучить социально-психологические качества молодежи».

Measurable: Измеримый. На этапе постановки цели нужно установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы: Когда будет считаться, что цель достигнута? Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута? Преобразуем по данному критерию цель «изучить социально-психологические качества молодежи»: «изучить социально-психологические качества молодежи» «выделить три основных социально-психологических качества молодежи».

Achievable or Attainable: Достижимый. Цели по SMART должны быть достижимы, то есть возможными. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений. Ограничениями могут быть: временные ресурсы, денежные средства, трудовые ресурсы, знания и опыт, доступ к информации и ресурсам и т.д. Возвращаемся к нашей цели «изучить социально-психологические качества молодежи».  Чтобы понять, достижима цель или нет, нужно спросить себя: Достаточно ли у меня информации, чтобы выбрать три основных социально-психологических качества молодежи? Если ответы «да», то цель достижима. Если нет, то нужно понять, какие шаги нужно сделать, чтобы сделать её достижимой.

Relevant: Согласованный. Ваша цель должна быть согласована с другими вашими целями. Данный критерий также определяется на основе ваших знаний и опыта. Например, наша цель «изучить социально-психологические качества молодежи» не будет являться согласованной, если при этом, вашей глобальная цель: «научиться писать эссе на тему «Молодежь».

Time bound: Ограниченный во времени. Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Наша цель «изучить социально-психологические качества молодежи, выделив три основных» не будет являться выполненной, если вы изучите ее в августе 2021, вместо желаемого вами мая 2021.

Итак, наша изначальная цель «изучить тему «Молодежь» под воздействием технологии SMART-цель преобразовалась в: «изучить тему Молодежь» «изучить социально-психологические качества молодежи, выделив три основных качества в апреле 2021 года за 15 минут». Цели и задачи урока могут быть сформулированы так: обучающая цель: ученики в конце урока будут знать, кого можно отнести к молодежи, могут перечислять социально-психологические качества молодежи; развивающая: ученики могут обосновывать, приводить аргументы в пользу своего ответа; Воспитательная: могут перечислять действия и идеалы, к которым может стремиться молодое поколение.

Сформулируйте свою оперативную цель (на каждом уроке), промежуточную (целостное изучение учебного материала) или  стратегическую (педагогическая деятельность в течение всего учебного года) с учетом технологии SMART-цель.

Таким образом, тьюторант сохраняет независимость от чужих решений, сам выбирает смысл и цели в каждом предмете, реализует право на выбор объема и содержания, форм, методов решения образовательных задач. Достигается главный результат деятельности тьютора -  самостоятельность обучающегося, который способен создавать личностные образовательные продукты.
 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: УчительГода (21.02.2023) | Автор: «Технология проведения тьюториала « E W
Просмотров: 90 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]