Главная » Статьи » Мои статьи |
Внеурочной деятельности школьников в новом Федеральном государственном образовательном стандарте уделено особое внимание. Подчеркивается, что воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность. Поэтому с 2011 года МАОУ СОШ №12 начала реализацию проекта в рамках муниципальной инновационной площадки по теме: «Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в открытом социокультурном пространстве». Цель проекта состоит в создании разнообразных ситуаций, в которых обучающиеся делают выбор, решают проблемы не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. На первом этапе была сформирована группа педагогов, которые, написали программы творческих объединений, провели их презентацию для родителей и учеников и создали сайт. На втором этапе, т.е. в течение 2010-2012 учебных годов шла экспериментальная работа по проверке эффективности созданных условий формирования проектной компетентности учащихся. В педагогическом эксперименте принимают участие учащиеся 7-11 классов. Экспериментальная работа осуществляется в естественных условиях в рамках внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения в 2010-2012 учебных годах. В 2011-2012 учебном году начали работать в соответствии с программами творческие объединения учащихся: «В мире русского слова», «Новая идея», «Пилигрим», Эко-клуб «Вместе», «Удивительное рядом» и другие. Всего семь творческих объединений. Педагоги составили индивидуальные планы-графики для каждого ребенка. В данных объединениях используются формы деятельности, отличные от учебной: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, социальное творчество, спортивно-оздоровительная. У каждого объединения есть свой руководитель, график работы, в соответствии с которым они собираются для общения. Главным условием деятельности объединений является инициатива ребенка. В ходе экпериментальной работы нами выделены следующие педагогические условия формирования субъектной позиции у школьников: обеспечение демократического стиля общения учителя с ребенком в процессе работы творческих объединений, учет индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов учащихся; подготовка учителя к поддержке творческой деятельности детей (логическое структурирование содержания учебного предмета; разработка системы учебных заданий для комплексного и последовательного освоения учащимися). Важным в данном случае являлась и внутренняя перестройка учителя – он должен был перейти к осознанию необходимости того факта, как пересмотр своей педагогической позиции с целью видоизменения в позицию наставника. Для этого необходимо было изменять весь привычный уклад профессиональной деятельности педагога, а также его методической установки, в том числе коррекции материала и структуры занятий в творческих объединениях. С целью изменения роли педагога, способного переходить из позиции наставника в позицию партнера ребенка была организована серия семинаров, направленных на разъяснение и подготовку учителей к деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода. Следующие педагогические условия - это построение индивидуальной образовательной траектории учащихся; организация социокультурных практик и площадок демонстрации проектов; уделение внимания самостоятельности, инициативе учащихся; мониторинг хода и результатов творческой деятельности детей. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Выделенный нами комплекс педагогических условий формирования субъектной позиции у школьников создал основу для формирования проектной компетентности у школьников в образовательном процессе; позволил педагогу обеспечить достижение результата – сформированность субъектной позиции школьников. В связи с этим особую актуальность приобретает принцип индивидуализации и тьюторского сопровождения учащихся творческих объединений. Образовательная среда организована таким образом, что учащиеся имеют возможность выбора объединения, перехода из одного в другое объединение, то есть открытость, избыточность и вариативность среды способствует становлению субъектной позиции ребенка. Для сопровождения учащихся мы создали свой методический и диагностический инструментарий, включающий индивидуальную маршрутную книжку ученика, лист самооценки проектной компетентности и методику экспертизы собственного проекта индивидуальной образовательной траектории. Инструментами тьюторской практики выступают: индивидуальный план работы участника творческого объединения, индивидуальная маршрутная книжка ученика, оценочная карта, лист самооценки проектной компетентности, рефлексивное эссе, рабочие записи тьютора по итогам консультаций, результаты психологического тестирования и анкетирования, портфолио участника творческого объединения как инструмент рефлексии. Осуществляется психологическое сопровождение деятельности учащихся. Предполагаемым конечным результатом является формирование у учащихся проектной компетенции, умения решать проблемы не только в учебной, но и в социальной деятельности. Это первый уровень результатов. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Именно в творческих объединениях школьники имеют возможность общаться друг с другом в защищенной, дружественной среде. В творческих объединениях ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов дает школьникам опыт взаимодействия с социальными субъектами за пределами школы. Таким образом, в творческих объединениях у ребят формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность. | |
Просмотров: 419 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |