Главная » Статьи » Мои статьи

Статья об особенностях инновационного развития школы №12 с. Дивноморского

Внеурочной деятельности школьников в новом Федеральном государственном образовательном стандарте уделено особое внимание. Подчеркивается, что воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность  взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность. Поэтому с 2011 года МАОУ СОШ №12 начала реализацию проекта в рамках муниципальной инновационной площадки по теме: «Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в открытом социокультурном пространстве».

Цель проекта состоит в создании разнообразных  ситуаций, в  которых обучающиеся делают выбор, решают проблемы не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.

На первом этапе была сформирована группа педагогов, которые, написали программы творческих объединений, провели их презентацию для родителей и учеников и создали сайт.

На втором этапе, т.е. в течение 2010-2012 учебных годов шла экспериментальная работа по проверке эффективности созданных условий формирования проектной компетентности учащихся.

В педагогическом эксперименте принимают участие учащиеся 7-11 классов. Экспериментальная работа осу­ществляется в естественных условиях в рамках внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения в 2010-2012 учебных годах. В 2011-2012 учебном году начали работать в соответствии с программами творческие объединения учащихся: «В мире русского слова», «Новая идея», «Пилигрим», Эко-клуб «Вместе», «Удивительное рядом» и другие. Всего семь творческих объединений. Педагоги составили индивидуальные планы-графики для каждого ребенка.

В данных объединениях используются формы деятельности, отличные от учебной: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, социальное творчество, спортивно-оздоровительная. У каждого объединения есть свой руководитель, график работы, в соответствии с которым они собираются для общения. Главным условием деятельности объединений является инициатива ребенка.

В ходе экпериментальной работы нами выделены следующие педагогические условия формирования субъектной позиции у школьников: обеспечение демократического стиля общения учителя с ребенком в процессе работы творческих объединений, учет индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов уча­щихся; подготовка учителя к поддержке творческой деятельности детей (логическое структурирование содер­жания учебного предмета; разработка системы учебных заданий для комплексного и последовательного освоения учащимися). Важным в данном случае являлась и внутренняя пере­стройка учителя – он должен был перейти к осознанию необходимости того факта, как пересмотр своей педагоги­ческой позиции с целью видоизменения в позицию настав­ника. Для этого необходимо было изменять весь привыч­ный уклад профессиональной деятельности педагога, а также его методической установки, в том числе коррекции материала и структуры занятий в творческих объединениях.

С целью изменения роли педагога, способного пере­ходить из позиции наставника в позицию партнера ребен­ка была организована серия семинаров, направленных на разъяснение и подготовку учителей к деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода.

Следующие педагогические условия - это построение индивидуальной образователь­ной траектории учащихся; организация социокультурных практик и площадок демонстрации проектов; уделение внимания самостоя­тельности, инициативе учащихся; мониторинг хода и ре­зультатов творческой деятельности детей. Индивидуальная образовательная тра­ектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а ­также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальная образовательная тра­ектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Выделенный нами ком­плекс педагогических условий формирования субъектной позиции у школьников создал основу для формирования проектной компетентности у школьников в образовательном процессе; позволил педа­гогу обеспечить достижение результата – сформирован­ность субъектной позиции школьников.

В связи с этим особую актуальность приобретает принцип индивидуализации и тьюторского сопровождения учащихся творческих объединений. Образовательная среда организована таким образом, что учащиеся имеют возможность выбора объединения, перехода из одного в другое объединение, то есть открытость, избыточность и вариативность среды способствует становлению субъектной позиции ребенка. Для сопровождения учащихся мы создали свой методический и диагностический инструментарий, включающий индивидуальную маршрутную книжку ученика, лист самооценки проектной компетентности и методику экспертизы собственного проекта индивидуальной образовательной траектории. Инструментами тьюторской практики выступают: индивидуальный план работы участника творческого объединения, индивидуальная маршрутная книжка ученика, оценочная карта, лист самооценки проектной компетентности, рефлексивное эссе, рабочие записи тьютора по итогам консультаций, результаты психологического тестирования и анкетирования, портфолио участника творческого объединения как инструмент рефлексии.

Осуществляется психологическое сопровождение деятельности учащихся.

Предполагаемым конечным результатом является формирование у учащихся проектной компетенции, умения решать проблемы не только в учебной, но и в социальной деятельности. Это первый уровень результатов. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Именно в творческих объединениях школьники имеют возможность общаться друг с другом в защищенной, дружественной среде. В творческих объединениях ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.  Третий уровень результатов дает школьникам опыт взаимодействия с социальными субъектами за пределами школы.

Таким образом, в творческих объединениях у ребят формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Категория: Мои статьи | Добавил: УчительГода (30.03.2013) | Автор: Практика образования E W
Просмотров: 419 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]